Высечка в полиграфии. Особенности и виды

Высечкой в полиграфии называют процесс после печати, когда необходимо придать изделию какую-то нестандартную форму. Для этого используется специальный плоттер или штамп – штанцформа. Штанцформой называется нож, который сделан по макету под конкретную задачу. Он не только непосредственно режет, но еще делает перфорацию, биговку и рицовку. Рицовкой называется надсечка – частичное прорезывание изделия. По такому принципу делают, например, мелкие или фигурные наклейки, которые нельзя обработать обыкновенным ножом. Штанцформа проходит по клеевому слою, а нижняя подложка остается нетронутой. Именно так появляются стикеры на прямоугольных листах.

Как проходит процесс высечки?

Фактически штанцформа – это очень острое и тонкое стальное лезвие определенной формы или с узором. Процесс применения максимально автоматизирован – это сокращает расход времени и снижает вероятность ошибки. За счет этого можно быстро создавать большие партии однотипных изделий. Нестандартными считаются все формы, отличные от прямоугольника и квадрата. Штамп можно разработать не только для резки. Перфорированные контуры тоже создаются с его помощью – это и есть рицовка.

Стоимость и целесообразность высечки зависит от тиража. Есть минимальная цена, в которую обходится изготовление макета, и она не меняется, независимо от объемов работы. Поэтому для маленьких тиражей высечка – довольно дорогое удовольствие, а вот для крупных это практичное и бюджетное решение. Альтернатива штанцформе – плоттерная резка, но нужно подбирать решение под конкретные задачи.

Преимущества высечки

Высечка сочетает в себе универсальность и разнообразие – и это и есть ее главное преимущество. Разберемся подробнее.

  • При создании штампов практически нет ограничений. Можно менять формы любых изделий и в любых масштабах: хоть скруглить один угол буклета, хоть сделать полностью фигурную визитку с отверстиями.
  • Большинство полиграфической продукции – это все те же прямоугольники или квадраты в том или ином виде. Высечка позволяет играть с формами, объемами, очертаниями и другими характеристиками. Это прекрасное разнообразие скучной рутины – а значит и способ выделиться. Таким образом легко привлечь новых клиентов, ведь креативная и качественная полиграфия – мощнейших маркетинговый инструмент. Визуальная составляющая – первое, по чем будущие покупатели или заказчики оценивают ваш бренд.
  • Работает высечка и на функциональность полиграфии. Например, те самые прозрачные окошки в конвертах и папках или хенгеры, которые вывешивают на дверные ручки. Для любых прорезей и вырезок такого типа используется технология высечки.
  • Высечка – это всегда уникальная работа. Персонализация – важнейший шаг, чтобы выделиться среди конкурентов. Например, сюда относятся эффектные тиснения на презентационных материалах и сувенирной продукции.

Примеров использования высечки очень много: волнистый край брошюры, вырезанный логотип компании вместо обычной печати, рельефные фигуры на обложке презентации, кармашки для визиток в папке. А еще – креативные этикетки и визитки любых форм и размеров.