Шелкография – это вид трафаретной печати. Как очевидно из названия, она предполагает использование трафаретов – специальных печатных форм для проникновения краски. В случае с шелкографией эти трафареты – это тонкие нейлоновые, металлические или полиэфирные сетки с плотным расположением нитей.
Благодаря богатому опыту в производстве упаковки и печати на ней, мы в Evopack хорошо разбираемся в тонкостях разных видов. И готовы ими поделиться!
С чего все начиналось?
У современной шелкографии – многовековая история. Для древней печати использовали вырезные трафареты, и то уже была та же самая технология, просто в более грубой форме. В пещерах французских Пиренеев существуют примеры изображений, изготовленных с такими трафаретами. Тогда краску через них выдували с помощью трубочки.
Историки расходятся во мнениях, откуда именно произошла эта технология. Кто-то утверждает, что трафаретная печать зародилась в Китае и Корее. Но есть свидетельства, что на самом деле она родом с территорий современного Ливана. А археологические исследования показали, что похожи метод нанесения рисунков на ткань использовали финикийцы.
В Китае печатные формы делали из шелковых волокон, откуда и произошло название шелкография. Так китайцы умело украшали вещи, фасады и предметы быта еще в 5 столетии. В Японии 12-14 веков технологию существенно усовершенствовали. Сетки для украшения доспехов самураев делали из человеческих волос. А в 16-18 веках технология укоренилась в Западной Европе. В 1750 году Жан Папиллон выпустил первые обои с трафаретным рисунком.
Технология нанесения шелкографии
Основание, на которое наносится рисунок, располагается с противоположной стороны от краски. Краска подается с подается сквозь печатающую форму слоем от 10 до 100 мкм. Благодаря гибким и эластичным ракелям вся эта конструкция принимает форму изделия, на которое наносится печать.
Современная шелкография используется при производстве упаковок, текстильной, автомобильной, электронной, керамической, стекольной и другой продукцией. Таким образом делают стикеры, брендированный мерч, эмблемы, наклейки, надписи и обозначения на приборах и клавиатуре, фирменные пакеты и даже рекламу для витрин. Если речь идет о печати на бумаге, шелкография – не слишком эффективный и практичный способ. Но в любых специфических задачах у нее до сих пор нет аналогов лучше.
Преимущества и недостатки шелкографии
Главное преимущество шелкографии в том, что с ее помощью можно печатать изображение на любой поверхности – не только плоской. Объемные и рельефные тоже подойдут. Основание может быть бумажным, тканевым, деревянным, металлическим керамическим, полимерным – любым. Можно использовать перламутровые или флуоресцентные краски.
Основная существенная проблема тоже одна – тонкости полутонов. Действительно, изображения с большим количеством цветов и оттенков при шелкографии не будут такими красочными и глубокими, как при высокой или офсетной печати. Тут есть предел, обусловленный самой структурой трафаретной сетки. Но даже на этом поприще в последние годы начались существенные улучшения.